Духовное просвещение

Беседы с Ириной Денисовой о пении в церкви

Цикл лекций адресован всем, кому небезразлично  КАК и ЧТО поют в наших храмах.

Ирина Денисова – известный регент, преподаватель и церковный композитор, автор около 200 церковных песнопений, обработок и гармонизаций. Под ее руководством вышло в разные годы в Беларуси, России, Польше и Франции около 30 дисков, в том числе, с записями ее авторских песнопений, снискавших большую популярность среди регентов и певчих разных стран. Многие из них исполняются ведущими православными хорами. 

До 2020 года Ирина Денисова проводила лекции и беседы о клиросном пении, открытые спевки, съезды регентов и мастер-классы в различных городах Беларуси, России, Украины, Канады, Сербии, Черногории. Она является автором многочисленных статей, бесед и интервью на различных интернет-ресурсах 

 

 Мы заглянем вглубь веков и выясним,  что же такое «распев», «знамя» и «гласы»;  проследим,  как «пение» постепенно превращалось в «музыку»; услышим интересные песнопения различных стилей и эпох; попытаемся ответить на вопрос «совместимы ли концерт и молитва».

     На встречах с Ириной Денисовой слушатели познакомятся с Церковно-певческой культурой 18-19 вв, древнерусской певческой системой, тенденциями  сегодняшней музыкальной среды.

13  сентября. Беседа 1 
Совместимы ли концерт и молитва. 
Церковно-певческая культура 18-19 вв. Расцвет хорового искусства в России. «Последний итальянец» Бортнянский и «первый немец» Львов. Идея унификации, «Обиход» Львова. Искажение формы и смысла богослужебного пения. Коллапс безбожного 70-летия.
«Искусство не спасает человека».
Древний распев – святыня богослужебного пения. О «духовной» и «церковной» музыке. Пение  и музыка – разные понятия: сущность музыки – игра, сущность пения – молитва. О разнообразии. Об омузыкаливании церковного пения.
 
20 сентября. Беседа 2 
Две стороны богослужебного пения: практическая и метафизическая.
Семь веков одноголосия. Древнерусская певческая система, осмогласие. Гласы и неизменяемые песнопения. 17 век – исчезновение знаменного распева. «Чтобы понять знаменное, надо и жить знаменно». 19 век - подмена богослужебного пения музыкой.
Что такое «знамя» и что такое «распев». 
Среда обитания распева: кто, как и где поет. Главная функция распева – донесение слова. Распев как «музейная ценность». Различные манеры пения.  
 
27 сентября. Беседа 3
Гармонизация – новый вид существования распева.
Сегодняшняя музыкальная среда - это АККОРД. Есть 4 вида того, что звучит в храме: 1) авторское 2) чистый распев 3) гармонизация 4) авторская стилизация распева. Что есть «традиция». Достоевский: «Без Бога дозволено все».
 
04 октября. Беседа 4 
Авторская музыка для богослужения. Исторический экскурс. 
17 век - партес и кант. Духовные концерты 18 века: Березовский, Ведель. Петербургская школа. 19 век: Бортнянский, Львов, Архангельский, и др. Почему Чайковский не стал церковным композитором. Новая московская школа (рубеж 19-20 вв). Чесноков. Рахманинов. Зарубежники: Ледковский, Кедровы, Гарднер и другие. Современные авторы.
 
10 октября.  (* дата будет уточнена)
Концерт - лекция хора под управлением И. Денисовой: современные гармонизации знаменного и византийского распевов. 
В программе православные песнопения
 
Время занятий: с 18.30 до 20.00  один раз в неделю в корпусе Духовного просвещения по адресу: Минск, ул. Киселева, 38
Количество мест ограничено.

Пожертвование (4 встречи и концерт)  - от  70 р.

Получить всю дополнительную информацию вы можете по телефону:

+375292524458 (Анна), почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


Для регистрации  вашего участия в программе и записи на курс  заполните, пожалуйста, анкету:

Регистрация